Как выбрать горные лыжи? И чем плохие отличаются от хороших?

Как выбрать горные лыжи? Чем дорогие отличаются от дешёвых, а универсальные - от спортивных?

Привет. Я — инструктор по горным лыжам Владимир Данилов. Расскажу, как подобрать лыжи под свои цели, чем дешёвые модели отличаются от дорогих, что за дивные слова пишут в названиях и с какой вообще стороны подходить к новым лыжам. Погнали.

Сперва — две ремарки

Первая: словосочетание «дешёвые лыжи» в сезоне 2023/2024 выглядит безусловным анахронизмом. Даже самые простые, базовые модели стоят непривычно много. Это, конечно, грустно, но не отменяет той градации, что существовала и будет существовать в горных лыжах. Поэтому привыкаем к новым ценникам и ощущению, что 70 000 рублей — это, в принципе, и не дорого.

Вторая: дать исчерпывающую информацию о той или иной модели можно только покатавшись на ней. Причем в идеале — в режиме теста, когда по одним и тем же склонам и в одних и тех же условиях проезжаешь на разных парах. То, что тестер должен обладать высоким техническим мастерством, чтобы прочувствовать нюансы, даже не обсуждается.

Ну а теперь точно — погнали.

Ключевые отличия между лыжами

Первое, чем отличаются лыжи разных ценовых категорий — материал сердечника. Состав, ингредиенты, потроха — называйте, как нравится. Можно выделить три группы компонентов:

  • Синтетические материалы. Пластик, пена, поролон — на сленге это называется так, хотя производитель будет упорно пихать в название модные и дорогие словечки, чтобы жижа внутри лыжи приобрела хоть какой-то вес в глазах покупателя;
  • Дерево. Классический материал, который с давних пор и по сей день используют при изготовлении лыж. В том числе — спортивных для этапов Кубка Мира;
  • Металл. Как правило, имеется в виду титанал — сплав на основе алюминия с добавлением титана и других металлов.

Цена и поведение лыжи на склоне будут едва ли не в первую очередь зависеть именно от «внутренностей» — материалов, из которых изготовлен сердечник:

  • Самые дешёвые лыжи производят исключительно из синтетических материалов — той самой «пены». Они лёгкие и дешёвые — то, что нужно для прокатных или «женских» моделей. Целевая аудитория — клиенты прокатов, начинающие лыжники и барышни-тусовщицы, чьи лыжи обычно стоят у ресторана, а не режут вельвет;
  • Лыжи средней ценовой категории и такого же назначения уже имеют деревянный сердечник. Такой состав обеспечивает более стабильное поведение лыжи на склоне, лыжу меньше трясёт и срывает с дуги. Но — такие лыжи и дороже, и тяжелее;
  • Лыжи околоэкспертного уровня и выше имеют в составе полный набор достижений народного хозяйства: к дереву добавляются титанал, карбон, системы виброгашения и прочие радости. Всё это обеспечивает стабильность лыжи на высоких скоростях и при больших углах закантовки: там, где «пластиковая» лыжа прогнётся во всех плоскостях и сорвётся с дуги, экспертная сохранит торсионную жёсткость (грубо — не скрутится) и вырежет нужный радиус.

Что такое геометрия лыжи и на что она влияет

Геометрия — три цифры, которые обозначают ширину носка, талии и пятки лыжи. Ну, и четвёртая цифра, которая характеризует радиус бокового выреза. Чтобы было понятнее, сравним лыжи для слалома (SL), слалома-гиганта (GS) и универсальные (модель Head e-Titan):

SL e-Titan GS
Ростовка (длина) 165 170 188
Носок 120 133 98
Талия 67 84 65
Пятка 103 115 84
Радиус бокового выреза 12,5 15,7 30,1

На что обращу внимание:

  • Разным лыжам — разные задачи. Оттого и геометрия у них принципиально разная. Так, слаломные лыжи выпускают в ростовках 155-170 см (мужская классика — 165 см) при радиусе 11-13 метров. А лыжи для слалома-гиганта выпускаются в ростовках 183, 188, 193 см, и имеют радиус бокового выреза >30 метров — почти в 2,5 раза больше, чем у слаломной лыжи;
  • На радиус бокового выреза влияет не только длина лыжи, но и ширина носка, талии и пятки. Взгляните, насколько шире носки и пятки универсальной и слаломной лыж по сравнению с лыжей для гиганта;
  • «Универсальные» лыжи имеют геометрию, принципиально отличную от трассовых (спортивных) моделей. Если в двух словах — они шире + имеют рокер в носке (загнутую кверху переднюю часть). Для чего это нужно: узкая талия трассовой лыжи позволяет легче создавать большие углы закантовки (то, что требуется при катании карвингом), а широкая универсальная лыжа не так сильно зарывается в рыхлый снег на разбитой трассе/вне трасс. Рокер в носу выполняет ту же функцию: лыжа легче всплывает в глубоком снегу, но хуже цепляется носком на входе в поворот на жёсткой трассе;
  • Радиус бокового выреза = радиус поворота. Это если совсем грубо и простым языком. Чем меньше радиус, тем охотнее лыжа поворачивает. Так, слаломная лыжа даже на минимальной скорости уже стремится в поворот и позволяет практически с места создать нужные углы закантовки, а гигантской для этого нужна скорость, иначе есть риск хлопнуться внутрь поворота, не имея достаточных внешних сил для баланса. Обратная сторона медали — «гонять на прямых» на слаломной лыже не слишком комфортно: широкие носок и пятка загребают снег, а малейшая закантовка уводит лыжу с курса.

Почему дорогие лыжи бесполезны для 99% катающихся?

Оценить достоинства и особенности каждой отдельной лыжи можно только владея техникой катания. Что это значит:

  • Если вы не умеете правильно закантовывать и загружать лыжи в нужных фазах поворота, лыжа сперва не прогнётся, как это подразумевалось инженерами, а затем не «выстрелит» вас в новый поворот. То есть дорогие и тяжелые компоненты сердечника, — дерево и металл, — просто не сработают. Подробнее об ошибках в технике можно почитать в этом и этом разборах;
  • Без правильной закантовки не сработает и радиус — плоская лыжа, под что бы она ни затачивалась, везёт только вперёд. Поэтому, катаясь на плоских лыжах, можно заметить разве что минимальную разницу между SL и GS (хотя на деле она колоссальная). Все остальные будут ехать +/- одинаково;
  • Плоские лыжи сводят на нет и смысл спортивной заточки на 87°. Да, точеный на такой угол кант будет лучше «держать» — но это всё равно, что ездить на машине по магистрали на 4-й передаче для лучшего разгона. Ну глупость же?
  • Если совсем коротко, более жесткая (= более дорогая) лыжа с остро заточенным кантом, несомненно, даст несколько больше контроля на крутом жёстком склоне, чем пластиковая поделка нижнего сегмента. Значит это ровно одно: не стоит покупать самые дешевые лыжи, если уже пробуете кататься «по-взрослому», но не стоит и покупать верхние модели — в большинстве случаев это будет бестолковая трата денег.

Ну и какие лыжи мне тогда покупать?

Я выскажу своё личное мнение, а уж доверять ему или нет — каждый решит сам. В конце концов, чувство обладания чем-то дорогим и элитным — это тоже одно из удовольствий. В остальном дела обстоят так:

  • Абсолютное большинство катающихся оценивают свой уровень выше, чем он есть на самом деле. Причем значительно выше;
  • Для того, чтобы дорасти до экспертных или околоэкспертных лыж, сперва нужно потратить их двойную стоимость на инструктора. Или тройную;
  • Если вы не готовы тратить столько денег, времени и сил, а хотите «просто кататься» в свою законную неделю в году — разумно ограничиться приличными «середнячками» — лыжами с деревянным сердечником, без титанала или с его незначительным количеством, с радиусом бокового выреза 12-16 метров, талией 65-80 мм, в ростовке 165-175 см (для мужчин обычного роста и телосложения);
  • Маркетинга в лыжах много. И опирается этот маркетинг на желание клиента обладать чем-то безусловно «топовым» и его ошибочные представления, что этому «топовому» он уже соответствует.

Ну, а теперь — конкретные рекомендации. Марка Head выбрана в качестве примера и образца: во-первых, к моменту написания текста их каталог уже наполнен моделями сезона 2023/2024, во-вторых — в каталоге дано очень полное и подробное описание каждой модели. Наконец, в третьих, Head — одна из немногих марок, что по-прежнему поставляются в Россию официально и в достаточном объёме.

Но сперва…

Подписывайтесь на мой Telegram-канал о горных лыжах. Современная техника катания, события на курортах, особенности снаряжения и масса всего интересного — от действующего инструктора. Подписывайтесь — это интересно.

Лыжи для тех, кто хочет просто кататься

Shape V4 — самая доступная лыжа с комбинированным сердечником (дерево+композит). Для круизного катания подходит по всем параметрам. Разве что радиус бокового выреза коротковат, поэтому оптимальная ростовка — 170 см. Модель Shape V5 — всё то же самое, только добавлена система виброгашения EMC F. А предыдущая модель линейки, Shape V2 — та самая «пластиковая» лыжа для прокатов и фотосессий.

Head Shape V4 - хорошие и недорогие лыжи для опытного лыжника
Head Shape V4 — оптимальный выбор для тех, кто едет в горы «просто кататься»

e-Real Joy — версия для девушек. Принципиальной разницы с Shape V4 нет, разве что есть более короткие ростовки — 143 и 148 см, специально для барышень невысокого роста и небольшого веса.

Head e-Real Joy - идеальные лыжи для девушек
Head e-Real Joy — идеальные лыжи для девушек

WC Rebels e.XSR — полностью трассовая модель. Талия — уже (72 мм вместо 74-75 мм), нет рокера в носке, полностью деревянный сердечник и система виброгашения. Эти лыжи несколько удобнее использовать на жёсткой трассе, чем Shape V4 и e-Real, но разница будет минимальна. Поэтому можно смело выбирать между всеми тремя моделями по цвету.

WC Rebels e.XSR - хорошие трассовые лыжи для круизного катания
WC Rebels e.XSR — хорошие трассовые лыжи для круизного катания

Лыжи для тех, кто хочет совершенствоваться

WC Rebels e.SLR и WC Rebels e.GSR — близнецы-братья. Разница только в наборе ростовок (e.SLR от 149 до 170, e.GSR — от 156 до 177) и радиусе бокового выреза (в одной и той же ростовке у e.GSR радиус на два метра больше; носок-талия-пятка, разумеется, тоже на 2-3 мм отличаются). Возможно, лучшая лыжа как для тех, кто действительно хочет учиться и развиваться, так и для тех, кто этому учит. У меня самого в арсенале e.GSR — и для работы на склоне, и для самостоятельных тренировок. Принципиальное отличие этих лыж от тех, что приведены выше — два слоя титанала по 0,6 мм. Этого достаточно, чтобы лыжа действительно ехала на кантах по хорошему радиусу, но при этом не «выстреливала» так, что через час катания ноги забиты от постоянной работы.

Head WC Rebels e.SLR и e.GSR - хорошие лыжи для совершенствующихся лыжников
Head WC Rebels e.SLR и e.GSR — отличные лыжи для совершенствующихся лыжников

Лыжи для тех, кто хочет хвастаться

Почти наверняка консультанты в магазине будут предлагать линейку SuperShape — почему-то считается, что лыжи-универсалы с рокером и расширенной, по сравнению с трассовыми моделями, геометрией — это то, что надо среднестатистическому лыжнику. Может быть, оно действительно так. Но меня занимает другое.

WC Rebels e.SLR/e.GSR и лыжи линейки SuperShape имеют ровно одну и ту же начинку: деревянный сердечник + два листа титанала по 0,6 мм. Та же спечённая база, та же система виброгашения. Разница только в геометрии (талии 66-68 мм у первых и 72-84 мм у вторых) и прогибе (камбер / рокер соответственно). Ну, и крепления непринципиально отличаются. Самое интересное — ценник: e.SLR/e.GSR стоят 85990 руб, а линейка SuperShape — 113 990 руб. Переплата 28 000 руб — очевидно, за дополнительные 115-200 граммов металла и пластика. Но никак не за маркетинг, уверяю вас.

Head SuperShape e-Titan - одни из самых популярных универсальных лыж
Head SuperShape e-Titan — одни из самых популярных универсальных лыж

Возможно, лыжи линейки SuperShape (e-Magnum, e-Rally, e-Titan) действительно намного превосходят трассовые e.SLR/e.GSR в реальных условиях эксплуатации, и столь значительная переплата оправданна. Но я всё же повторю мысль, высказанную ранее: для того, чтобы действительно почувствовать разницу, нужно обладать очень высоким уровнем технического мастерства. И даже в этом случае завышенный (на мой взгляд) ценник может оказаться неоправданным. Что уж говорить о «среднем» горнолыжнике, который этих нюансов не чувствует в принципе.

Какой вывод можно сделать? Если вы хотите кататься на самых крутых лыжах и хвастаться этим — непременно покупайте SuperShape. Или вообще спортцех. Хотите поработать над техникой и научиться по-настоящему чувствовать и понимать лыжи — выбирайте «дешёвенькие» e.SLR/e.GSR. И денег на инструктора сэкономите, и по трассе они едут получше.

Где купить?

Традиционно большой выбор в «Спорт-Марафоне», «Канте» (вот промокод на скидку в этих магазинах). Альтернативные бренды (Nordica, Dynastar, K2) — в «Триал-Спорт». Есть горнолыжный отдел в «Спортмастере». Ну, и никто не отменял местные магазины — например, в Ростове-на-Дону это «Велопрестиж».

Как научиться кататься?

Если мне удалось убедить вас, что даже самые дорогие лыжи всё же не повезут вас, как Марко Одерматта, на подиум Кубка Мира, то вам будут весьма интересны многодневные курсы по горным лыжам, которые я провожу на курортах Эльбрус и Архыз в сезоне 2023/2024. Курсы разбиты по уровням и тематикам, выбирайте подходящие: