Эталонный свал таза и к чему он приводит

Свал таза на горных лыжах что это такое и как исправить

Привет. Я Владимир Данилов, инструктор по горным лыжам. Здесь — коротко о моих навыках и знаниях. Ниже разберу «карвинговый» (да, в кавычках) проезд лыжника по зелёной трассе в Архызе, чтобы показать вам, как выглядит эталонный свал таза в поворот, чем он плох, откуда берётся и к чему приводит — ну и, конечно, как должно быть. Правильные движения увидим на видео в исполнении Patrick Baetz. Поехали.

Оригинальное видео

Всё внимание — на лыжника в сине-бело-голубом костюме. На видео — попытка проехать карвинговыми поворотами, на кантах, то есть без проскальзывания.

Как должен выглядеть карвинговый поворот

На видео ниже — карвинговые повороты в исполнении Patrick Baetz. Это один из лучших демонстраторов, настоящая звезда горных лыж. Его проезд мы возьмём за эталон правильных движений. К такому катанию нужно стремиться.

Ошибки

Самая явная ошибка на видео архызского лыжника — свал таза внутрь поворота и, как следствие, дикая разножка. Объясняю и показываю:

Свал таза на горных лыжах. Как выглядит и на что влияет

На видео — главная фаза поворота, в которой давление должно быть сосредоточено во внешнюю лыжу. В этой фазе лыжи (в эталонном случае) уже закантованы на достаточный угол, и центробежная сила активно выдавливает лыжника из поворота. И без достаточной опоры во внешнюю лыжу она это сделает.

На этом стоп-кадре очевидно, что лыжник стоит на внутренней ноге, никакого давления на внешнюю лыжу нет и в помине. При этом внутренняя лыжа практически плоская — из-за того, что в предыдущей фазе, фазе инициации лыжник раньше времени опёрся на неё (фактически — завалился), нет возможности её закантовать на нужный угол.

Из-за преждевременной опоры (свала) на внутреннюю лыжу она уезжает вперёд по короткому радиусу, колено сгибается и утаскивает за собой внутреннюю (в данном случае правую) часть таза, а за ним — и плечи. Это тоже видно на стоп-кадре: лыжи едут в одну сторону, плечи и таз — в другую. Положение тела максимально разбалансировано, контроль над лыжами практически отсутствует — лыжи везут куда-то вниз, и повлиять на их траекторию возможности нет.

Свал таза в карвинговом повороте

Ещё один стоп-кадр, демонстрирующий то же самое. Здесь заметно то самое движение внутренней лыжи по короткому радиусу — загруженная и слегка закантованная, она стремится внутрь поворота, в то время как внешняя, которую сваленный (развернутый наружу, из поворота) таз направляет наружу — уезжает в кусты. На более высокой скорости и чуть более крутом уклоне это может привести к очень неприятным последствиям.

Здесь виден достаточный угол закантовки внешней лыжи, только толку от этого нет: на лыжу не оказывается никакое давление, и повлиять на траекторию поворота она не может.

Разножка и свал таза

На этом стоп-кадре — свал таза, только в профиль. Простыми словами — разножка. Когда лыжник смещает давление на внутреннюю лыжу, заваливаясь на неё, бедру просто некуда деться, и оно уходит вперёд, утаскивая за собой внутреннюю сторону таза — об этом я писал выше.

Резюме: свал таза (= разворот корпуса наружу поворота с разножкой) приводит к смещению давления во внутреннюю лыжу, невозможности увеличения углов закантовки и максимально разбалансированному положению тела. Оказавшись в «скрученном» положении (внутренняя загруженная лыжа едет в поворот, внешняя и плечи — из поворота), невозможно контролировать траекторию и скорость. На «синих» участках подобное положение тела приведёт к поворотам радиусом 30-50 метров с некотролируемым набором скорости.

В чем причина?

Неправильная перекантовка ведёт к свалу таза

Причина, как и везде — в неправильной перекантовке. На стоп-кадре — как раз она. Если из этого положения сместить центр масс внутрь следующего поворота и закантовать лыжи, а не наступать на будущую внешнюю (в данном случае правую), как бы толкая себя вверх и в следующий поворот, корпус (центр масс) легко обгонит лыжи и позволит нам сохранить сбаланированное положение и создать большие углы закантовки. Но вместо этого…

Неправильная перекантовка на горных лыжах как исправить

Лыжник опирается на правую ногу и толкает себя внутрь следующего поворота. А поскольку падать на склон не хочется, опорой становится внутренняя нога. На этом кадре уже видно, куда она поехала — носы лыж уже стоят буквой V. Что будет дальше, вы уже знаете.

Совсем в двух словах:

  • Сначала перекантовка, потом давление — правильно,
  • Сначала давление (толчок вверх с будущей внешней ноги), потом перекантовка — неправильно.

Как должно быть

Карвинговые повороты как создать большие углы

На стоп-кадре — момент перекантовки. Лыжи стоят плоско, ноги согнуты. Патрик не толкает себя правой ногой в новый поворот — он позволяет результирующей силе «опрокинуть» его в нужном направлении.

Резаные повороты на лыжах как научиться

Плечи и бёдра параллельны лыжам — Патрика не скрутило наружу. При этом лыжи сейчас как бы позади него — дав результирующей силе опрокинуть его в новый поворот, он (его центр масс — таз и корпус) обогнал лыжи по короткой траектории, получил возможность эффективно загрузить носы лыж и заставить их пойти по короткой дуге вокруг него. Внутреннее колено неизбежно сгибается, но в этой фазе это уже некритично — он обеспечил эффективное давление во внешнюю лыжу, запустил её по нужной ему траектории и теперь может спокойно увеличивать угол закантовки и вести поворот.

Резаные повороты на кантах

Результат выглядит так. Большие углы закантовки, большое давление во внешнюю лыжу, контролируемый радиус поворота и контролируемая скорость.

Что делать?

Научившись перекантовываться, вы научитесь кататься на лыжах. Нюанс в том, что это очень тонкое и непривычное движение. Поэтому сухое описание ничего не даст — нужны упражнения на баланс, на распределение веса, на работу в стопе и голеностопном суставе.

Слегка исправить совсем уже откровенный и чудовищный свал можно парой новых движений:

  • В конце поворота раскантовать лыжи и прокатиться хотя бы метр на плоских;
  • Перед входом в следующий поворот подтянуть внутреннюю лыжу назад, под себя, а внешнюю — наоборот, слегка вытолкнуть вперёд. То есть создать искусственную разножку, но в нужную себе сторону.

Пара этих движений позволит гораздо увереннее и симпатичнее проехать «декоративным карвингом» по пологой трассе. Для более серьёзного результата нужно время и тренировки.

Многодневные курсы по горным лыжам

В сезоне 2023/2024 провожу многодневные групповые курсы по горным лыжам — в первую очередь, для взрослых, но в планах и пара групп для катающихся детей 8-12 лет. Ключевые параметры:

  • Три (пт-вс) или пять (пн-пт) дней занятий;
  • Группы от 3 до 5 чел;
  • 4-5 часов занятий в день + теоретические занятия + видеоразборы;
  • Ключевая цель — постановка правильной базовой техники (перекантовка, баланс, тайминг). В продвинутой группе — карвинг, повороты малого радиуса, карвинг.

Подробное описание курсов — по ссылке. Для предварительной записи на занятия напишите мне в WhatsApp:

Наш Telegram

Обсудить разбор и задать вопросы можно в нашем Telegram. Да, и не забудьте подписаться — это не последний разбор, да и помимо разборов есть много интересного.

Промокоды в «Кант» и «Спорт-Марафон»

Если планируете покупать/обновлять горнолыжное, сноубордическое или туристическое снаряжение — воспользуйтесь нашими промокодами на дополнительную скидку:

  • -10% в «Спорт-Марафоне» (не суммируется с другими скидками);
  • -5-20% в «Канте» (размер скидки зависит от категории товара; суммируется с другими скидками).

По условиям сотрудничества, мы не можем публиковать код в открытом доступе. Чтобы получить его, напишите слово «промокод» в наш WhatsApp +7-995-989-1878, мы пришлём заветные буквы. Сообщение придёт мгновенно.