Велосипед в путешествии по Европе: прокат, свой, или складной?

Велосипед в путешествии по Европе: прокат, свой, или складной?

Сегодняшняя заметка — мысли вслух, но никак не окончательная точка зрения. Признаться, у меня не было возможности проверить на практике тезис, что складной велосипед — это идеальный снаряд для путешественника, поэтому отнеситесь к сегодняшней теме с долей скептицизма. Вперёд.

Пролог

Велосипед — отличный способ замедлить время в новом для себя месте и успеть больше, чем в ходе пешей прогулки. Особенно ценно это в городах с большим по площади историческим центром (практически все столицы — Амстердам, Париж, Рим, Барселона), или в регионах, где несколько примечательных городков и деревушек находятся сравнительно недалеко друг от друга (Долина Луары, Верхняя Нормандия, окрестности Амстердама). Отсюда сделаем промежуточный вывод: велосипеду в путешествии быть. Но какому?

Велосипед напрокат

В любом крупном европейском или азиатском городе можно без труда взять велосипед напрокат. Как правило, для этого требуется лишь паспорт и небольшой депозит, или даже просто скан банковской карты. Есть и другие достоинства:

  • велосипед можно взять только на те дни, когда он действительно нужен;
  • стоимость аренды (10-15€ в день) несопоставима с ценой собственного велосипеда;
  • не нужно транспортировать велосипед в поезде/самолете/автобусе в другой город или вообще домой.

Вместе с тем, недостатки у прокатных велосипедов тоже есть:

  • техническое состояние зачастую оставляет желать лучшего;
  • не всегда можно взять с собой велосипед в пригородную электричку или автобус: окрестные деревни придется осматривать пешком, или оплачивать провоз велосипеда и дожидаться, пока закончится час пик;

    Например, в Нидерландах, где велосипед — столь же необходимая и привычная вещь, как ключи, бумажник и мобильный телефон, запрещен провоз велосипедов (кроме складных в сложенном состоянии) в электричках в утренние и вечерние часы. Кроме того, за провоз велосипеда придется заплатить весомые 6€, даже если билет на проезд стоит 3-4€.

  • велопрогулку придется подстраивать под часы работы велопроката, а маршрут — под его расположение;
  • у каждого велопроката — свои правила, свои условия оплаты, свои тарифы, и нередко оказывается, что ваша карта «не проходит», а депозит наличными не принимают;

Таким образом, прокатный велосипед — неплохой вариант для коротких эпизодических прогулок. Если же вы хотите объехать регион вдоль и поперек, за прокат придется выложить немалую сумму и приготовиться к скрипу, трению и дребезжанию всех механизмов прокатного байка.

Система городского велопроката

Прокат велосипедов в Европе важные советы
Фото: Egor Myznik

Система городского велопроката — это десятки автоматических станций и сотни велосипедов на них, пользоваться которыми может каждый, кто зарегистрировался в системе. Такие сервисы есть в Барселоне (насколько нам известно, работают только для местных жителей), Париже, Стокгольме и других городах. Абонемент стоит всего 2-5€ в день, а станции разбросаны по всему городу: найти свободный велик, а затем, в конечной точке, и место парковки для него, как правило, не составит труда. Впрочем, есть и недостатки:

  • ограничение на продолжительность прогулки. Например, в Париже при непрерывном использовании велосипеда более 30 минут снимается дополнительная оплата, что делает поездку за город экономически нецелесообразной;
  • проблемы с поиском парковки или велосипеда. Бывает, что на ближайших парковках нет свободных велосипедов, а в центре города, у достопримечательностей, наоборот — нет свободных мест для парковки;
  • техническая поддержка — только удаленно по телефону или с помощью терминала на парковке. Это кажется несущественным, пока всё идет по плану. Достаточно же чуть-чуть ошибиться и неправильно запарковать велик, как перспектива общения на английском с итальянцем/испанцем/французом по телефону встает во весь рост;
  • неидеальное состояние велосипедов. Не везде, не всегда, но тем не менее.

Вывод? Система городского велопроката — отличная штука, но, во-первых, есть далеко не во всех городах (даже крупных, не говоря уже о небольших), во-вторых, может быть использована только для передвижения из точки А в точку В.

Теперь перевернем свои представления: что, если отправиться в путешествие со своим велосипедом?

Свой велосипед (большой, быстрый, хороший)

Как выбрать велосипед для путешествий
Фото: Flo Karr

Свой велосипед по определению всегда лучше, быстрее, надежнее и вообще приятнее любых других. Недостатков при его использовании в путешествии всего два:

  • за провоз в самолете, поезде и автобусе придется заплатить: это негабаритный багаж. Авиакомпания возьмет 50€ в каждую сторону, плюс ещё 10-50€ надо заложить на провоз велосипеда в автобусах и поездах на месте;
  • свой велосипед — это громоздко и тяжело. Собрать его в аэропорту не всегда удобно, а тащить здоровенный чехол в хостел, а затем обратно в аэропорт — неудобно всегда.

Резюме: свой велосипед стоит тащить только в том случае, если планируете именно велопутешествие и вел выступает в качестве основного и единственного транспорта на месте. В качестве дополнительного средства передвижения тащить свой большой байк в Европу неразумно.

Складной велосипед

Как выбрать складной велосипед для путешествий
Фото: 13on

Мы добрались до ключевого пункта. Что, если брать с собой в путешествия небольшой складничок? Преимущества такого решения — вот:

  • провоз в самолете — бесплатный. Если, конечно, уложиться в норму бесплатного провоза багажа (например, у компаний альянса SkyTeam, в которой входит и «Аэрофлот», это 23 кг и 158 см по сумме трёх измерений; достаточно для велосипеда с диаметром колес не более 16 дюймов);
  • транспортировка из аэропорта и в аэропорт — либо в чехле (размером с обычный чемодан) на колесиках, либо своим ходом: сборка складного велосипеда занимает 20-30 секунд и не требует инструментов;
  • стоимость нормального недорогого «складника» (1525 тысяч рублей, или 170-250 евро) отбивается, в среднем, за одно двухнедельное или два недельных путешествия. Не считая использования дома;
  • техническое состояние — всегда под контролем. Если следить, как положено, ничего в неподходящий момент не отвалится;
  • провоз в автобусах и поездах в сложенном состоянии — бесплатно. А сложить-разложить — это 2 раза по 30 секунд. Как раз пока поезд подъедет к станции;
  • складник всегда под рукой. Не нужно искать прокат и подстраиваться под его расписание: свой велосипед — это свобода. Свой складной велосипед — это свобода даже в путешествии;
  • складной велосипед — всё-таки модная и стильная штука. И позволяет почувствовать себя чуточку местным жителем, для которых складные велосипеды — привычная штука.

Впрочем, и у складника есть свои недостатки. И главный — это, конечно, транспортировка в самолете.

  • Каждая авиакомпания выдвигает свои требования к перевозке багажа. И даже если велосипед удается уложить в необходимые 158-203 см (в зависимости от а/к), то личные вещи придется заталкивать в щели между колесами, рулем и седлом, а остальное — брать в ручную кладь;
  • При перевозке бюджетной авиакомпанией вроде «Победы», WizzAir или RyanAir оплачивать провоз велосипеда всё-таки придется: эти компании позволяют бесплатный провоз одного места ручной клади, либо багажа, а в случае транспортировки велосипеда таких мест становится как минимум два.
  • На складном велосипеде не отправишься в полноценное велопутешествие: всё-таки преодолевать на нем даже по 50-60 км в день на протяжении недели непросто;
  • При путешествии небольшой компанией велосипеды должны быть либо у всех участников группы, либо ни у кого. Иначе быть размолвкам, недопониманию и обидам из-за того, что велосипедист не может ждать своих сухопутных собратьев.

Несколько важных уточнений

Едва ли не каждая авиакомпания (каждый альянс или группа компаний так точно) имеет свои нормы провоза багажа. Поэтому прежде, чем приобретать складничок для путешествий, стоит понять: какими рейсами вы с наибольшей вероятностью будете летать в ближайшие 3-5 лет и позволяют ли правила нужной авиакомпании провозить складной велосипед как бесплатный регистрируемый багаж?

Обратите внимание и на последнее предложение. Формально, перевозка любых велосипедов — услуга платная. На деле же, если чехол не слишком отличается от чемодана (по форме, размеру и раскраске), то можно попробовать провезти багаж (в котором, среди прочего, лежит и велосипед) бесплатно, в соответствии с правилами авиакомпании.

О чехле. Для перевозки велосипеда лучше всего использовать мягкий чехол, который в сложенном состоянии не занимает много места. Конечно, это может грозить велику повреждениями, но если грамотно сложить вещи и наклеить бирку «хрупкое», вероятность фатальной поломки резко снизится.

Наконец. Покупать велосипед, в том числе складной, имеет смысл только в том случае, если планируете использовать его и дома: для поездок на работу и за хлебом, для прогулок в парке и для знакомства с девушками/юношами. Покупка велосипеда «только для путешествий» – однозначно плохая, нецелесообразная и неразумная идея.

 

На этом всё. Хочется верить, что нам удалось зародить в вас новую мечту. Размышляйте, читайте, выбирайте, моделируйте свои ближайшие путешествия (и присоединяйтесь к нашим) и открывайте для себя мир с новый стороны. С той, которую видит велосипедист.

Да, и ещё. Чтобы не пропустить самые интересные тексты, подписывайтесь на мой телеграм-канал. Путешествия, горные лыжи, сноуборд, жизнь — всё там.