Как выбрать инструктора по горным лыжам или сноуборду?

Как выбрать инструктора по горным лыжам или сноуборду?

Привет. Я — Владимир Данилов, инструктор кат. «В» по горным лыжам в Архызе. Рассказываю, как устроена наша профессия, и как отличить хорошего инструктора от плохого. И от не-инструктора вовсе. Погнали.

Как в России готовят инструкторов?

Получить «корочку» инструктора в России можно в нескольких коммерческих учебных центрах — НЛИ, УЦ ФГССР, РНГШ ВАГИ и других. Каждый выдаёт удостоверения собственного образца, и каждый же самостоятельно определяет критерии, которым должен соответствовать «их» инструктор. Таким образом, никто не запрещает лично вам открыть ещё один центр подготовки, выдумать образовательную программу и начать штамповать удостоверения, а с ними — и толпы «инструкторов».

Загвоздка в этом плане одна — будут ли эти удостоверения и инструкторы востребованы курортами и учениками? И тут, как регулирующий механизм, на первый план выходит репутация того или иного учебного центра: действительно ли участники курсов получают необходимые знания и навыки, или их единственное приобретение — это красивая книжица с солидной печатью..?

В инструкторской среде сложилось следующее коллективное мнение: наиболее качественная подготовка инструкторов ведётся на курсах НЛИ (Национальной Лиги Инструкторов). В «Лиге» непросто сдать выпускные экзамены, сложнее всего получить категорию, выше требования к методике преподавания и демонстрации. Простая иллюстрация: в лучшие горнолыжные школы России, расположенные на курортах Красной Поляны, берут только выпускников НЛИ. И это не результат лоббизма или подковёрных игр — это объективная оценка уровня выпускников учебного центра.

Как устроена система категорий в разных учебных центрах?

Наибольшее количество инструкторов выпускают НЛИ (полагаю, с кратным отрывом) и УЦ ФГССР. У первых «карьерная лестница» выглядит так:

  • Категория «С» — инструктор базового уровня,
  • Категория «В» — инструктор продвинутого уровня,
  • Категория «А» — инструктор экспертного уровня,
  • ISIA-карта — практически небожитель. ISIA-карта действует в нескольких десятках стран, её обладатель не обязан подтверждать квалификацию при работе за границей, и она бессрочна — в отличие от более низких категорий (их нужно подтверждать каждые 4-6 лет).

В УЦ ФГССР градация похожая: 3-я категория, 2-я, 1-я и высшая. Однако прямой корреляции нет: если «С» и 3-я категория ещё как-то соотносятся между собой, то дальше разница только растёт: получить «В» НЛИ сложнее, чем 2-ю категорию УЦ ФГССР, а сдать экзамены на «А» — сложнее, чем на 1-ю или высшую категорию УЦ ФГССР.

Какие экзамены нужно сдать для получения категории?

Для получения категории будущий или действующий инструктор должен сдать три экзамена:

  • теоретический — вопросы посвящены организации и проведению занятия, мотивации и психологии ученика, безопасности в горах, оказанию первой помощи, свойствам и особенностям лыж/сноубордов и так далее;
  • методический — претендент проводит тестовое занятие, на котором оцениваются навыки управления группой, знание и понимание методики обучения и демонстрация — насколько точны и верны движения кандидата в упражнениях.
  • технический — самый сложный. От претендента требуется выполнить демонстрационные проезды, при этом оцениваются стойка, чёткость и тайминг выполняемых движений, траектория, скорость и вся «картинка» в целом.

Технический экзамен можно назвать ключевым и важнейшим: если теорию и методику можно зазубрить, то с техникой этот трюк не пройдёт. Кандидат либо «едет», либо отправляется на пересдачу. Да, несмотря на то, что оплатил полную стоимость курса.

Эти же экзамены сдаются, когда истекает срок действия удостоверения: «С» и «В» пересдаются один раз в 4 года, «А» — каждые 6 лет. При этом подтверждение категории не является формальностью — требования к действующему инструктору как минимум не ниже, чем к претендентам, оттого и проваленные экзамены — не редкость.

Чему может научить инструктор категорий «С», «В» и «А»?

Демонстрационные проезды, которые необходимо сдать для получения категории (горные лыжи):

  • Категория «С»: поворот в плуге, траверс, карвинг начального уровня (не путать с обычным карвингом) и базовый поворот большого радиуса на параллельных лыжах. Всего — 4 элемента;
  • Категория «В»: карвинг начального уровня, базовый поворот большого радиуса, базовый поворот малого радиуса, карвинговый поворот большого радиуса, карвинговый поворот большого радиуса на крутом склоне (с дрифтом), базовые повороты со сменой ритма (малый радиус — большой радиус — малый радиус), карвинговый поворот большого радиуса с переходом к карвинговому повороту большого радиуса с разгрузкой вниз, спуск по неподготовленному склону. Всего — 8 элементов;
  • Категория «А»: карвинг начального уровня, базовый поворот большого радиуса на крутом склоне, карвинговый поворот большого радиуса на крутом склоне (с дрифтом), карвинговый поворот малого радиуса, связка сложнокоординационных поворотов, спуск по неподготовленному склону, зиплайн (могул), карвинговые повороты на крутом склоне со сменой ритма (большой радиус — малый радиус). Всего — 8 элементов. Помимо этого, претендент должен:
    — иметь категорию «С» или выше по смежному виду (сноуборд или телемарк),
    — выполнить норматив по прохождению спортивной трассы слалома-гиганта (уложиться в заданный гандикап),
    — пройти Альпинкурс (работа с лавинным оборудованием, организация внетрассового катания).

Теперь коротко:

  • Категория «С» — для тех, кто только-только становится на лыжи;
  • Категория «В» — начинающие + лыжники продвинутого уровня (обучение карвинговыми поворотам, внетрассовому катанию, поворотам малого радиуса и т.д.);
  • Категория «А» — все. В любых снежных условиях, на любом рельефе, с любыми запросами.

Подпишитесь на нас в Telegram

Почему так важен экзамен по технике?

Хороший инструктор — это, в первую очередь, хороший демонстратор. 80% информации мы принимаем визуально — и если у ученика перед глазами нет чёткой, стабильной, правильной «картинки», понять, что же требуется для благополучного спуска с горы, значительно сложнее. Именно поэтому от инструктора требуется эталонная демонстрация элемента, будь то плуг или карвинговый поворот. Инструктор, который не может продемонстрировать элемент, который вы разбираете (потому что не умеет, или потому что пришёл на занятие без лыж/сноуборда, или пришёл, но с другим снарядом — не столь важно), просто тратит ваше время и деньги.

Опыт или категория?

Категория — необходимый элемент портфолио. Конечно, и на Руси есть самородки, обучающие по авторской, страшно эффективной методике. Но чем искать такого таланта среди россыпи самоучек, лучше просто спросить удостоверение — как гарантию, что инструктор действительно где-то учился и чему-то научился.

Опыт — двоякая штука. С одной стороны, с каждым проведённым занятием хороший инструктор набирает всё больше «ключиков» к своим ученикам — будь то психологические или мотивационные приёмы, призванные облегчить занятие или сделать его ещё более эффективным, или слова и аналогии, позволяющие более ясно и доступно описать необходимые ощущения. С другой — обширный опыт может создать у инструктора ложное ощущение «всезнайства». Мол, чему ещё меня могут научить, когда через меня прошло столько учеников. Поэтому оптимальная комбинация, на мой взгляд — действующая высокая категория, как гарантия того, что знания инструктора актуальны и современны, плюс достаточный опыт — как набор «отмычек» к каждому ученику для получения максимального результата.

Резюме

  • Хороший инструктор — это психолог + мотиватор + методист + демонстратор;
  • Хороший инструктор не приходит на занятие без снаряда или не со своим снарядом;
  • Хороший инструктор — на гребне волны: в курсе новинок, особенностей и последних нюансов техники;
  • Хороший инструктор — это действующее удостоверение + опыт работы;
  • Хороший инструктор не скрывает своё лицо, имя или категорию. Потому что это его рабочие инструменты и, в случае с категорией — его гордость и подтверждение вложенных сил и имеющихся знаний и умений.

Разумеется, как и любую другую профессию, работу инструктора по горным лыжам нельзя исчерпывающе описать в одном тексте. Поэтому, если у вас остались вопросы — задавайте их под этим постом в нашем телеграм-канале, ответим. Ну, и самое главное — катайтесь с удовольствием и безопасно для себя и окружающих. И до встречи на склонах.

Ещё о горных лыжах: