Как научиться кататься на горных лыжах?

Курсы по карвингу и внетрассовому катанию в Архызе

Способ №1

Спросить у друзей, как тормозить и поворачивать, и поехать с ними на синюю трассу (либо сразу на чёрную, при таком способе это допустимо).
Плюсы: минимум расходов.
Минусы: боль, куча потраченного времени и отсутствие результата. Склон всё равно окажется сильнее.

Способ №2

Взять инструктора на 2 часа, научиться поворотам в плуге, дале — самостоятельный накат и катание, «как все»;
Плюс: небольшие расходы, возможность гонять по синим и красным трассам строго вниз (небезопасно для себя и окружающих, но кого это волнует?);
Минус: быстрая утомляемость, отсутствие контроля над лыжами, боль в ногах и тусклые эмоции от спусков, похожих один на другой.

Способ №3

Смириться, что горные лыжи — это долго, дорого и сложно, и учиться по-человечески (как именно — на следующих слайдах).
Плюс: безграничные возможности для совершенствования, разнообразие впечатлений и эмоций, яркие и броские приемы и трюки, комфорт и лёгкость при катании, безопасность для себя и окружающих.
Минусы: это долго, дорого и сложно*.

*но не очень.

Способ №3: это как?

Горные лыжи — сложнокоординационный вид спорта. Кроме понимания, что нужно делать, требуется исполнение — то есть умение двигать руками и ногами так и тогда, как и когда этого требуют обстоятельства. Задача непростая, и для её решения существует т.н. австрийская методика — подход, при котором сложный элемент разбивается на более простые, и на каждом следующем этапе база дополняется новыми деталями.

Как это работает:

  1. Изучаем основную стойку — чтобы найти сбалансированное положение тела, при котором достигается максимальный контроль над лыжами минимальными средствами;
  2. Расширяем её до стойки «плуг» — чтобы начать контролировать скорость и иметь возможность делать упражнения в движении;
  3. Разбираем повороты в плуге, при этом основные движения здесь ровно те же, что в повороте на параллельных лыжах;
  4. Изучаем траверс и боковое соскальзывание, чтобы научиться точнее контролировать стойку и распределение веса. Здесь же добавляется работа в стопах — тонкое ощущение, без которого на параллельных лыжах никуда;
  5. Через т.н. КНУ переходим к базовому повороту на параллельных лыжах, то есть собираем всё, что изучили до этого, в единый блок: стойка, перенос веса, давление, работа в стопах.

На этом начальный этап обучения можно считать завершенным. Если вы можете выполнить базовый поворот большого радиуса на параллельных лыжах — значит, фундамент заложен, вы понимаете ключевые принципы, можете контролировать лыжи на склонах практически любой крутизны и готовы к следующему блоку — продвинутому: повороты малого радиуса, карвинговые и сложнокоординационные повороты, катание по неподготовленному склону и т.д.

«Продвинутый» блок базируется ровно на том же фундаменте. Нельзя научиться резаному ведению (карвингу), если стойка нестабильна. Нет смысла разбирать «хоккейную остановку», если нет давления и переноса веса. Ни к чему гонять по красной трассе, если даже на зелёной не удаётся добиться нужных ощущений и контроля.

Долго, дорого и сложно (но не очень)

Для успешного освоения нового элемента нужен объем — часы на склоне, проведённые за отработкой упражнений. Лучше всего — под контролем инструктора, для своевременного исправления ошибок. Лучше всего — целый сезон, пока катание не станет эталонным.

Конечно, это невозможно. Поэтому с учётом ограниченности времени и бюджета, оптимальный вариант — многодневные групповые курсы:

  • цена ниже, чем при том же объеме индивидуальных занятий;
  • объём — минимально необходимый для совершения качественного рывка в технике;
  • атмосфера поддержки и соперничества, вдохновляющая на развитие.

Весь сезон мы проводим многодневные курсы. Тренируемся с пятницы по воскресенье или с понедельника по пятницу в группах по 3-7 чел. Четыре уровня сложности для большей эффективности занятий, тематические группы для продвинутых. Вроде всё, остальное по ссылке.

И ещё. «Группа 3-7 чел» означает, что если вы не забронируете место сейчас, через неделю его уже может не быть. Намёк ясен?