Белый Кодекс FIS, или правила горнолыжного движения

Белый Кодекс, или 10 правил FIS

Безопасность на горнолыжном склоне — пожалуй, первое, чему инструктор должен научить новичка. Однако, к сожалению, это почти всегда не так: «правила горнолыжного движения» многим кажутся чем-то естественным и не требующим внимания, и занятие начинается с освоения техники, а не с азов безопасного катания.

Что ж, хочется верить, что хоть эта заметка будет прочитана, — и начинающими, и теми, кто катается уже не первый год, — и лыжников и сноубордистов, спускающихся безопасно для себя и окружающих, станет больше.

Ниже — 10 правил, или «Белый Кодекс FIS». В оригинальном варианте правила скомпонованы несколько иначе, но Я решил представить их в более логичном, как мне кажется, порядке: от старта к остановке. Ведь наша задача — не заучить наизусть, а воспринять это знание, верно? Поехали.

Правило №1: внимание и уважение.

Перед тем, как выйти на склон, запомните, что у окружающих не меньше прав, чем у вас. Залог безопасного катания — взаимное уважение и внимание к окружающим.

Правило №2: знаки и разметка.

Соблюдение предписаний и следование разметке (вешкам) и знакам сокращает риск столкновения, особенно на пересечении двух или более трасс, и уберегает от падений за пределы трассы.

Правило №3: начало движения, или «уступи дорогу».

Прежде, чем начать движение или пересечь склон поперёк, лыжник или сноубордист должен внимательно осмотреть склон и пропустить тех, кто уже двигается по трассе.

Правило №4: контроль скорости и направления.

Лыжники и сноубордисты должны двигаться с контролируемой скоростью — то есть той, которая позволяет им безопасно маневрировать и останавливаться, в том числе — экстренно.

Ремарка: помните, что чем круче склон, чем больше на нём людей, чем ближе к станции канатной дороги или пересечению трасс, тем ниже должна быть скорость. Как на обычной дороге: вы можете думать, что контролируете всё. Но те, кто едут впереди вас, в любой момент могут остановиться, упасть, неожиданно повернуть, и это обязательно нужно учитывать.

Правило №5: контроль траектории

Тот, кто выше, не должен создавать помех и препятствий тому, кто ниже. Соответственно, при возможном столкновении виноват будет тот, кто сверху.

Правило №6: обгон

Обгон можно совершать с обеих сторон, но только так, чтобы не создать препятствий обгоняемому, то есть оставив ему достаточно пространства для манёвра.

Правило №7: остановка

Идеальное место для остановки — на краю широкого, просматриваемого участка склона. Не стоит (хотя скорее даже «нельзя») останавливаться в узких «трубах», за перегибами, где вас не видно сверху, посередине трассы, на крутых участках и в местах скопления людей. В случае падения старайтесь как можно быстрее покинуть опасный участок трассы.

Правило №8: подъем и спуск

Подъем и спуск пешком (без лыж/сноуборда) разрешены только по краю склона. Во-первых, это безопасно, во-вторых, в этом случае ботинки не наделают в ровной поверхности трассы ям.

Правило №9: помощь

Подать отстегнувшиеся лыжи; спросить у упавшего, всё ли в порядке; помочь подняться; оградить, при необходимости, место происшествия и вызвать спасателей — всё это не только правила хорошего горнолыжного тона, но и, зачастую, помощь, просто необходимая пострадавшему.

Ремарка: место серьёзного происшествия необходимо оградить, чтобы другие катающиеся не столкнулись с пострадавшим или спасателями. Для этого выше места происшествия необходимо поставить скрещенные буквой «Х» лыжи, палки и/или сноуборды.

Правило №10: идентификация

Если Вы стали участником или свидетелем происшествия, при котором пострадали люди, Вы должны предоставить свои контактные данные — спасателям, или другому участнику происшествия. Всё, как при ДТП.

Важное уточнение

Может показаться, что правила №5 и №7 противоречат друг другу: с одной стороны, при столкновении безусловно виноват тот, кто сверху; с другой, тот, кто остановился за перегибом или поворотом, тоже нарушил одно из правил и был не виден другим катающимся. Как быть, кто виноват?

В этом случае в действие вступает правило №4 — контроль скорости и направления. Лыжник или сноубордист должен подъезжать к поворотам, перегибам, сужениям и другим опасным участкам трассы на безопасной скорости, которая позволит ему экстренно остановиться при необходимости. Вместе с тем, это не даёт права лыжникам и сноубордистам останавливаться там и тогда, где и когда им вздумается. В конце концов, может быть, влетевший «лом» и будет неправ, но вот снег за шиворотом, синяки, порезы от кантов, сотрясение мозга, а то и переломы — это бонусы того, кто выбрал неудачное место для остановки. Прям как на дороге: «пешеход, погибая на переходе, помни: ты был прав!».

На этой радостной ноте — всё. Катайтесь безопасно, требуйте того же от окружающих и, конечно, присоединяйтесь к нашим горнолыжным путешествиям.